Независимая оценка качества образования – оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:
- потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
- потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
- учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов, других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.
В соответствии с действующим законодательством независимая оценка качества образования включает в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества условий образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
На основании утвержденных Минобрнауки России показателей, характеризующих качество деятельности образовательных учреждений всех уровней, разработаны конкретные критерии для оценки образовательных организаций.
В нашем городе создан Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями г. Орска, осуществляющими образовательную деятельность. Он принимает решение, в отношении каких образовательных организаций будет проводиться независимая оценка, и подготавливает техническое задание для оценки. Основанием для проведения независимой оценки могут служить, в том числе, заявления граждан о качестве работы образовательных организаций.
При этом учитываются такие факторы, как доступность информации о школе (детском саде, учреждении дополнительного образования), комфортность условий, в которых обучаются дети, доброжелательность и компетентность педагогов, а также общая удовлетворенность качеством образовательной деятельности.
В 2019 году 68 муниципальных образовательных организаций нашего города проходят процедуру независимой оценки качества образования. Это - детские сады № 1, 5, 11, 16, 17, 19, 39, 40, 46, 48, 55, 62, 63, 65, 79, 83, 92, 95, 96, 98, 102, 103, 105, 107, 108, 118, 121, 147, 151, 208, гимназии № 1, № 2, № 3, лицей № 1, школы № 1, 2, 4, 5, 6, 8, 11, 13, 15, 17, 18, 20, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 35, 37, 38, 39, 43, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 88, п. Мирный.
Независимая оценка качества проводится в форме анкетирования.
В управлении образования пояснили, что анкета разработана министерством образования Российской Федерации. Анкеты анонимны. Текст анкеты размещен на сайтах образовательных организаций. Заполненную анкету следует направить на электронный адрес образовательной организации.
Родителям, участвующим в независимой оценке качества, рекомендуем обратить внимание на содержание сайта школы (детского сада). На нем должны быть следующие сведения:
- о деятельности организации, ее структуре и органах управления;
- документы об организации (устав, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации (для школ);
- сведения о реализуемых образовательных программах, о финансово-экономической деятельности и др.;
- о порядке приема в образовательную организацию, обучения, отчисления;
- о порядке предоставлении платных образовательных услуг;
- о руководителе образовательной организации и его заместителях с указанием контактных данных (телефон, электронная почта);
- о педагогах с указанием должности, уровня образования, квалификации, направления подготовки и (или) специальности;
- о материально-техническом и информационном оснащении учебного процесса (обеспеченность компьютерами обучающихся и педагогов, наличие мультимедийных проекторов, интерактивных досок и приставок, электронных образовательных ресурсов и др.);
- о наличии условий для развития творческих способностей детей, результаты их участия в различных конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях.
Важно, чтобы сайт предусматривал возможность «обратной связи» для вопросов и внесения предложений по улучшению деятельности образовательной организации (например, «письмо руководителю», «вопрос-ответ» и др.).
Участники опроса смогут оценить возможность оказания детям помощи (психолого-педагогической, медицинской и социальной) и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. К последним относится доступ в здание (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и т.д.), проведение групповых и индивидуальных групповых занятий, использование специальных учебников и пособий и др.
В анкете есть вопросы, позволяющие оценить доброжелательность, вежливость и компетентность педагогических работников.
Участие населения города в независимой оценке качества образования имеет большое значение. Совместными усилиями предстоит выявить положительные стороны в деятельности образовательных организаций г. Орска, сформировать рейтинг лучших образовательных организаций и принять меры по устранению выявленных недостатков.
Призываем принять активное участие в независимой оценке качества.